Вам нравится русский шансон? Нет?! Вы не любите блатные песни про тюрьму, кабаки и мусоров. Похоже, вы немного не в теме. Больше шансона, хорошего и разного «Бутырка», «Воровайки», «Беломорканал» и «Лесоповал» своим творчеством занимают лишь определённую, далеко не самую объёмную, нишу в жанре «шансон». Так же, как Михаил Круг и Иван Кучин. Или как Александр Дюмин и Сергей Наговицын. Понятно, что исполнители Андрей Бандера и Виктор Петлюра своими фамилиями могут вызвать некий скепсис относительно их репертуара. И как-то сразу настораживает музыкальный багаж певца, которого зовут Жека. В нашей стране между «блатняком» и шансоном когда-то поставили знак равенства, но уже давно напрашивается знак «меньше». Пресная бессмысленная попса заполонила радиоэфир и телевизионные каналы. Боссы шоу-бизнеса цепко ухватились за рычаги влияния, чтобы, не дай бог, не появился кто-то новый и не предложил более стоящий материал. В результате из года в год в исполнении одних и тех же лиц мы слушаем какое-то подобие мелодий с комбинацией каких-то слов. Слышим, но не слушаем, а потому не запоминаем. Певцы с хорошими голосами и профессиональные музыканты вынуждены выступать в ресторанах. А те, чья музыка не может пробиться на центральные каналы, и «критики» списывают её как неформат, но которую принимают и любят слушатели, вливаются в ряды шансонье. «Группа диссидентов шоу-бизнеса вдруг сошлась под кличкою «Шансон», – поёт в одной из своих песен замечательный лирик от шансона Ефрем Амирамов. С их появлением шансон заметно раздобрел, стал шире и богаче. Кроме песен о горькой судьбе бродяг и нелёгкой доле таксистов, звучат вещи, затрагивающие социальные и политические темы, стало больше юмора. Примером может служить творчество Сергея Трофимова. О набираемых шансоном оборотах говорит тот факт, что появились «Радио шансон» и телеканал «Ля минор». «Песни душевные, песни со смыслом» – это строка из своего рода гимна «Ля минора». В его эфире стали выступать не только модные ныне шансонье, но и те, чьи имена были в первых строчках хит-парадов 90-х, – Газманов, Сюткин, Казаченко, Лоза. Ну а те, которые своим талантом очаровали миллионы поклонников, у кого аншлаги на концертах – обычное явление, продолжают вслед за ушедшими кумирами петь красивые лирические песни о любви. Стас Михайлов, Григорий Лепс, Елена Ваенга, а если продолжить этот ряд менестрелей романтики, то следом за ними, я думаю, можно увидеть имя певца Сергея Любавина, чья программа «Звезда ненаглядная» была предложена на суд зрителей 18 октября в ДК «Современник». Шансонье с литературными корнями Родом Сергей Любавин из Новосибирска. Отец – писатель, мать – учительница словесности. К музыке имел склонность ещё со школы. Вот с таким багажом сибиряк отправился в столицу поступать в музыкальное училище им. Гнесиных. С момента выхода в 1994-м его первого альбома певец превратился из исполнителя дворовых песен в известного шансонье с богатым лирическим материалом. Творческий рост Сергея – это отражение развития самого жанра. Не прошёл он и мимо блатной тематики. На диске среди множества выпущенных альбомов можно встретить песни с названиями: «Бутырский коридор», «Жиган гуляет», «Апельсиновый вор». Есть песни откровенно юморные. Например, о том, как развеселившиеся дембеля по дороге домой возжелали любви и ласки и нарвались на женскую сборную по боксу («Дембель») или как Россия по доброй воле раздала свои земли странам, когда-то претендовавшим на них («Сон пьяного Ивана»). Несколько поездок с концертами в Чечню дали повод для написания военно-патриотического материала, а «Волчонок» и по сей день одна из самых цепляющих песен автора. Не знаю, как у других, но у меня по ходу концерта возникло сравнение Сергея Любавина с Сергеем Есениным – есть и внешнее сходство, а темы России, любви, женщины, затрагиваемые в стихах, присущи обоим. И ещё хотелось бы отметить, что целый цикл своих песен Любавин написал на стихи великого русского поэта, а одна из них «Прощание с Айседорой» – самая ожидаемая зрителями песня. Ещё одно маленькое наблюдение. В своё время Василий Шукшин написал роман «Любавины», а Сергей Любавин в 2007-м «ответил» песней «Памяти В. Шукшина». «Приснись мне сегодня ночью» То, что Сергей Любавин продемонстрировал в «Современнике», может служить примером другим музыкантам, приезжающим к нам налегке. На сцене присутствовало инструментальное многообразие. Кроме соло-гитары, бас-гитары и синтезатора, что, впрочем, как у всех, была ударная установка – редкое явление, а также «деликатесы» в виде аккордеона и саксофона. Факт второй: давно не припомню случая, чтобы зрители на концерт своего кумира принесли столько цветов. Складывается впечатление, что поклонницы не только высоко ценят творчество артиста, но и неравнодушны к нему, как к видному мужчине. Понять их очень даже можно – певец статен, широк в плечах, на сцене двигается с грацией беспечной пантеры. В сценическом костюме придерживается строгих правил. Видимо, это пошло с конкурса «Юрмала – 93». Если верить байке, когда Лайма Вайкуле увидела, в чём Любавин собрался выходить на сцену, поинтересовалась, а нет ли у него другого костюма. Сергей расстроился – денег на обновление гардероба у начинающего певца не было. Но в день выступления Лайма привезла костюм своего мужа и тактично попросила будущего лауреата выйти на сцену в нём. Если не считать «Волчонка», то все вещи, прозвучавшие в концерте, были романтической тематики. Исполнили и песню «Цветок», которая в оригинале записана в дуэте с Татьяной Булановой. Особенно подкупает то, с каким уважением Сергей Любавин относится к зрительному залу. Во время выступления он спустился со сцены и из объёмного букета, не подаренного на концерте, а принесённого заранее, раздавал женщинам розы. Вконец очарованная поклонница, переполняемая эмоциями, прислала своему кумиру записку-крик души «Приснись мне сегодня ночью». Наверное, певец не смог отказать даме в такой малости. А после концерта Сергей практически без отдыха принялся раздавать автографы всем желающим, вереница которых протянулась чуть ли не из «мраморного» зала.